Программа КГУ «Школа-лицей № 20 города Павлодара» на 2021-2022 учебный год
«Развитие трёхъязычия – основа формирования полиязыковой личности»
С 2015-2016 учебного года ГУ «Школа-лицей № 20 города Павлодара» вошло в областной эксперимент по трехъязычному образованию и создал проект «Развитие трехъязычия - основа формирования полиязыковой личности». Цель проекта: Развитие полиязыковой личности, способной на социальное самоопределение, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях. Современное казахстанское общество сегодня характеризуются общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно, что только то общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и современного образования. Повсеместный переход делопроизводства на государственный язык требует глубоких его знаний, интеграция Казахстана в мировое пространство – знания английского, а русский необходим как язык межнационального общения. Идея полиязычного образования впервые была высказана Президентом страны Н.А. Назарбаевым в октябре 2006 г. на Ассамблее народов Казахстана. В феврале 2007 г. в Послании «Новый Казахстан в новом мире» была предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков в Республике Казахстан», который был принят на государственном уровне в июле 2007 г. Суть данного проекта в том, чтобы каждый казахстанец проникся идеей овладения тремя языками, а система школьного образования создала для этого реальные условия. Конечная цель – способствовать прорыву экономики Казахстана, обеспечению его конкурентоспособности и успешному вхождению в мировое пространство. Поручение Главы государства, данное на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана от 23 апреля 2015 года (пункт 89 Плана Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех») является основанием разработки дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы, которая направлена на улучшение условий образовательной среды, способствующей овладению обучающимися государственным языком – казахским, русским языком, употребляемым наравне с казахским в качестве официального и английским языком как инструментом успешной интеграции в мировое сообщество. На современном этапе развития Казахстана новый формат языковой политики государства ориентирует на возрождение интеллектуально-творческого потенциала народа, интеграции личности в международное пространство. Главной составляющей этого триединства языков является государственный казахский язык как фактор консолидации общества, его духовного возрождения через познание истории, культуры, национальной самобытности его создателя – казахского народа. Немаловажна роль в триаде русского языка, который также способствует единению и сплочению различных социальных и этнических групп в единое целое – народ Казахстана. К тому же русский язык выступает средством межкультурной коммуникации и международного сотрудничества со стратегическими партнерами на постсоветском пространстве. Сегодня знание иностранного языка открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Овладение иностранным языком дает возможность обучения за рубежом в лучших вузах мира и создает возможность получения практического опыта в передовых странах. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 7 направлений 1. Нормативная и правовая база 1 ЭТАП. Изучение, выявление ресурсов, необходимых для участника областного эксперимента. Оформление заявочных материалов. Утверждение программы «Развитие трехъязычия как основа формирования полиязыковой личности», планирование. Внесение изменений и дополнений в учебные программы спецкурсов языковых дисциплин с учетом коммуникативного подхода, определение сквозных тем, преемственности в преподавании предметов. 1 ЭТАП. Определение направлений научных исследований по трехъязычному образованию. 1 ЭТАП. Разработка учебно-методических комплексов и выпуск учебно-методической продукции по языковым предметам. 1 ЭТАП. Проведение мониторинга потребности в педагогических кадрах для реализации трехъязычного образования в школе-лицее. 1 ЭТАП. Создание творческой группы по реализации трехъязычного образования в школе-лицее, участие в работе городских, областных творческих групп. 1 ЭТАП. Установление социального партнерства в реализации трехъязычного образования. Ожидаемые результаты • будут сформированы принципиально новые подходы к языковой подготовке учащихся, что позволит создать условия по обеспечению опережающего развития обучения; • осуществится переход на трехступенчатый уровень языковой подготовки учащихся (начальный, продолжающий, углубленный); • активизируется научная, методическая и инновационная деятельность в использовании языка, в частности, в области применения интерактивных, проектных технологий; • будет обеспечена непрерывность, доступность и преемственность всех уровней обучения языкам; • будут созданы условия для получения качественного, конкурентоспособного образования, ориентированного на результат; • будет создана эффективная система научного и учебно-методического обеспечения; • будут усилены внешние связи школы - лицея с другими участниками эксперимента; • будет создано позитивное общественное мнение о приоритетности изучения языка как необходимого условия формирования полиязычной личности и воспитание достойных граждан Казахстана. |